|
6.2.9. М. О. Сурина о творчестве Мондриана
©
|
|
В начале XX века среди творческой интеллигенции (композиторов, поэтов, художников,
драматургов, философов и др.) было распространено увлечение составлять свою собственную символику цветов.
Например, мистически настроенный немецкий философ-идеалист Освальд Шпенглер выделил несколько цветов,
которые он подверг своеобразной расшифровке в своем труде "Закат Европы":
|
(i) желтый и красный ассоциировались с цветом материи, "животных чувств", "физической близостью";
(ii) зеленый и голубой воспринимались как цвета уединения, "заботливости судьбы";
(iii) лиловый рассматривался как цвет, свойственный бесплодным женщинам и безбрачию священников.
|
Один из представителей
неопластицизма голландский художник Пит Мондриан дал несколько иную
трактовку этих же цветов:
|
(i) желтый цвет, который "излучается", и поэтому он есть "движение луча";
(ii) синий, голубой "удаляется", соотносится с небесным сводом;
(iii) красный "плывет", являет собой "утреннее щебетание желтого и синего"
(здесь скорее всего проведена параллель с розовым или красно-розовым цветом рассвета).
|
Термин "неопластицизм" ввел П. Мондриан, назвав так свою живопись, представляющую собой пересекающиеся
под прямыми углами цветные плоскости и линии. В такой живописи Мондриан видел
"искусство ближайшего будущего",
где будут равноправно существовать "две ипостаси Общее и Частное", и можно передать гармонию
объективного (внешнего) и субъективного (внутреннего), духовного и материального, содержания (идеи)
и формы (изображения).
Желтый, красный и синий он относил к основным цветам "универсума". Мондриан считал, что именно плоское геометрическое
пятно "чистого" (несмешанного) цвета не подчиняется модуляциям форм, оно
существует само по себе и
потому может служить адекватным выражением двух основных принципов неопластицизма: абсолютного подчинения
пространственных искусств только законам "прямой линии" и "прямоугольной формы"
(поэтому отвергаются любые острые и тупые углы). Цвет в живописи должен быть "гладким" и замкнут в прямоугольных плоскостях.
Мондриан стремился к "денатурализации" пространственной среды не только с помощью цветов,
но и геометрических членений картинной плоскости. Поэтому геометрическая картина могла на самом деле
"изображать пейзаж", где, например, вертикаль могла обозначать Луну, небо,
а горизонталь Землю, и т. д.
Он пытался через абстракцию передать "неизображаемое" ощущение пространства, Вселенной,
образ "всеобщей красоты" как философского понятия. Мондриан фактически вышел при создании своих цветных решеток на схему,
фиксирующую модель фрагмента Вселенной.
Простые цвета, геометрические плоскости и линии позволяли ему сосредоточить свои эмоции и зрителя на ощущении "прекрасного",
разлитого в обыденной, видимой реальности, на теме вселенской гармонии, на постижении законов мироздания.
Природу он воспринимал как источник вдохновения, а не модель для изображения.
"Она рождает во мне чувство, писал Мондриан,
которое заставляет творить. Но я хочу максимально приблизиться к истине
и поэтому ощущаю потребность писать абстракции, пока, наконец, не уловлю суть вещей".