Картинки из квадратов \ Арифметика "на квадратах" \ Разное \ Музыка \ "Основы гармонического языка" (А. С. Оголевец) \ Скрытая гармония \

7.3.2.4.3.4. Исследуем всесторонне интервальные соотношения
звуков системы между собой ©

Начало см. здесь и здесь.
Исследуем всесторонне интервальные взаимоотношения всех звуков системы между собой.
Как мы увидим дальше, изучение этих взаимоотношений вплотную подводит нас к изучению всех мелодико-гармонических взаимодействий в ткани музыкальных произведений.
Поскольку 12-звучная тональная система для определенной стадии развития музыкального искусства является в бесконечной цепи квинт обособленным комплексом, имеющим определенные границы, постольку эти взаимоотношения для каждой данной системы (во внемодуляционном плане) конечны и, следовательно, поддаются точнейшему учету.

Как мы уже видели, некоторые названия, унаследованные музыкальной теорией от традиционной школы, отражают существо дела.
Термин "увеличенная прима", например, всегда означает два звука одноименных "альтерированных", следовательно, находящихся в состоянии взаимного отталкивания.

То же положение и с названиями интервалов вообще. Действительно, посмотрим, какова разница между одноименным большим и малым интервалами.
Большой состоит из малого + увеличенная прима (т. е. + диатонический полутон + комма, т. е. добавочная единица отталкивания).
Традиционная теория учит нас, что все уменьшенные и увеличенные интервалы суть диссонансы.
Не беря пока этого термина под сомнение, укажем, что начиная с уменьшенной квинты (увеличенной кварты), ни один интервал, составляемый двумя звуками, находящимися в пределах квинтовой цепи на больших расстояниях, не дан в простейших ладах ("натуральных").
Поскольку понятия об интервалах складывались в эпоху, предшествующую темперации, постольку применение этих интервалов было связано с целым рядом затруднений; они должны были звучать "дико" по сравнению с привычными.
В самом деле, в этом ряду, если мы возьмем первые 7 обычных в музыке интервалов, — каждые следующие 7 сдвинуты на диатонический полутон + комма, по сравнению с прежним (а комма — это отталкивание, следовательно, "диссонанс").


Продолжение см. здесь.
К началу данной страницы
Картинки из квадратов \ Арифметика "на квадратах" \ Разное \ Музыка \ "Основы гармонического языка" (А. С. Оголевец) \ Скрытая гармония \