Картинки из квадратов \ Арифметика "на квадратах" \ Разное \ Музыка \ Музыкальные теоретики и их вклады \ Михаэль Штифель (1487 — 1567) и Джозеффо Царлино (1517 — 1590) \ Учитель Царлино Адриан Вилларт \ Анализ произведений Вилларта у Роджера Уибберли \ Статья Р. Уибберли "Quid non ebrietas dissignat? Willaert's didactic demonstration of Syntonic tuning" \ Перевод этой статьи Р. Уибберли на русский язык \

7.3.2.3.13.2.1.3.1.1. SYNTONIC TUNING:
"Addocet artes" (teaches new skills)

 
Начало см. здесь.
Wibberley R.
Quid non ebrietas dissignat?
Willaert's didactic demonstration of Syntonic tuning.
Music Theory Online, 2004, No.1.
Оригинальный текст указанной статьи Р. Уибберли см. здесь:
http://www.mtosmt.org/issues/mto.04.10.1/mto.04.10.1.wibberley1.html
[22] The issues surrounding the performance of JI are therefore significantly more complex than those that apply to Pythagorean performance.
 
[22] Проблемы, связанные с исполнительством в "чистом строе"
(Just Intonation, JI) являются, следовательно, значительно более сложными по сравнению с проблемами, возникающими в Пифагорейском исполнительстве.
The following new skills are required of the singer:
a). the ability accurately to perform a diatonic semitone adjudged as larger than a Pythagorean minor semitone, but smaller than a Pythagorean major semitone (indeed one that has the exact ratio of 16:15, and is perceptibly larger than half a 9:8 tone);
b). an ability to perform accurately two different sizes of tone (the larger being equivalent to the Pythagorean 9:8 tone, and the smaller having the exact ratio of 10:9).
 
Певец должен обладать следующими новыми для него навыками:
a). способностью точно исполнять такой диатонический полутон, который был бы шире Пифагорейского малого полутона, но при этом был бы уже Пифагорейского большого полутона (на самом деле тот, который выражается точным отношением 16:15 и является ощутимо большим, чем "половина" отношения 9:8, которым выражается целый тон);
b). способностью точно исполнять две различные величины целого тона (большая из которых эквивалентна Пифагорейскому целому тону 9:8, а меньшая выражается точным отношением 10:9).
It is at this point that the traditional foundations of hexachord theory and practice must surely cease to provide a valid basis for musical cognition, evaluation and performance.
 
Указанные навыки является именно теми пунктами, в которых традиционные устои теории и практики гексахордов должны были перестать служить верной основой для музыкального мышления, оценок слушателей и исполнительского мастерства.

[23] The inapplicability of traditional solmization to the musical world of JI is easy to explain (and this bears upon a correct understanding of this Willaert motet).
 
[23] Неприменимость традиционной сольмизации к музыкальному универсуму Чистой Интонации (ЧИ) легко объяснить (и это имеет прямое отношение к корректному пониманию анализируемого Виллартовского мотета).
If a tetrachord is solmized, the syllables that must be applied are mi-fa-sol-la.
 
Если некоторый тетрахорд сольмизируется, то слоги, которые должны быть применены, есть ми-фа-соль-ля.
But the Syntonic tetrachord asserts that the interval sizes of fa-sol and sol-la will be different (one will be 9:8 and the other 10:9).
 
Но из структуры синтонического тетрахорда следует, что величины интервалов фа-соль и соль-ля будут различными (одна величина будет выражаться отношением 9:8, а другая - отношением 10:9).
The hexachord system achieves its practicability from the premise that all tones are the same size, and that fa-sol in the hard hexachord (C-D) will yield the same pitch classes as sol-la in the soft hexachord (again C-D, with the same 9:8 interval ratio).
 
Гексахордовая система достигает своей возможности быть примененной на практике исходя из посылки, что все (целые) тоны имеют одну и ту же величину, и что фа-соль в жестком гексахорде (C-D) будет давать те же самые pitch-классы, что и соль-ля в мягком гексахорде (снова C-D, с тем же самым интервальным отношением 9:8).
In order for singers to be able to determine which tones are major and which minor, they would need to achieve a structural melodic cognition prior to making decisions as to how their solmization will be applied.
 
Для того, чтобы певцы, были в состоянии определить, какие (целые) тона являются большими, а какие малыми, они должны были бы получить информацию о структуре мелодии до принятия решения о том, каким образом будет осуществляться их сольмизация.
They would discover that sometimes what they might choose to sing as "fa-sol" and at other times "sol-la" will be variously major or minor (with no connection as to which in terms of the syllables they choose to apply), and they will need to have decided which is which, and where, before they apply the syllables.
 
Они бы обнаружили, что иногда то, что они могут выбрать для пения в качестве "фа-соль", и в другое время в качестве "соль-ля", будет оказываться переменчиво то большим, то малым, и что они нуждаются в выяснении того, что здесь есть что, и где, прежде чем они применят эти слоги.
Furthermore they will need to have assumed in advance that the step mi-fa now provides the non-Pythagorean larger semitone whose ratio is 16:15.
 
Кроме того, они должны были бы загодя держать в уме, что шаг ми-фа дает непифагорейский, более широкий полутон, выражающийся отношением 16:15.
The position would then be that singers would no longer be able to use the hexachord system and the Hand as a tool for arriving at an understanding of melodic structure and a delivery of its preordained pitch relationships.
 
Следовательно, певцы больше не смогли бы использовать гексахордовую систему и Гвидонову Руку в качестве некоего инструмента для достижения понимания мелодической структуры и выдачи предопределенных в ней высотных соотношений.
In a Pythagorean context where all tones are of one common size, as are all diatonic semitones, the Hand provides a simple method of cognition and delivery; but in a Syntonic framework in which the interval structure is more sophisticated the foundations of hexachord theory fail to provide the correct technical framework.
 
В некотором Пифагорейском контексте, где все (целые) тона имеют одну и ту же общую величину (равно как и все диатонические полутона), Гвидонова Рука обеспечивает некий простой метод музыкального мышления; но в синтонических рамках, где интервальная структура является более сложной, гексахордовая теория оказывается не в состоянии обеспечить правильную техническую основу.
The question then must arise as to whether, since the correct musical cognition must now be independent from the hexachord system, solmization was of any further practical use (at least within the Syntonic context of JI).
 
Следовательно, должен был возникнуть вопрос (вследствие того, что корректное музыкальное мышление должно было быть теперь независимым от гексахордовой системы) в чем же должно было заключаться дальнейшее практическое применение сольмизации (по крайней мере, в рамках синтонического контекста звукового универсума Чистой Интонации (ЧИ)).